3 февраля отмечался Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой… Для большинства людей это название однозначно и правильно воспринимается как Всемирный день борьбы с нецензурной бранью.
Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой… Для большинства людей это название однозначно и правильно воспринимается как Всемирный день борьбы с нецензурной бранью.
Дело в том, что «ненормативная лексика» – понятие несколько более широкое, чем просто нецензурные слова. Оно включает в себя и такие вещи, как жаргон и сленг, которые в отличие от нецензурной лексики не являются запрещенными к употреблению в общественных местах, не воспринимающиеся как асоциальное поведение, и тем не менее, выходят за рамки общепринятых норм речи.
Буквы под запретом
Ни для кого не секрет, что жаргон и сленг характерны для определенных социальных групп, выделяемых по возрасту, профессиональной принадлежности, роду деятельности или хобби. Те или иные сленговые выражения нередко становятся частью повседневного общения, выходя за рамки сленговых групп («не наезжай», «не тормози», «лузер», «хакнул», «завис», «не в масть», «кича», «туса» и так далее).
Другое дело – та часть ненормативной лексики, которая представляет собой нецензурную брань. Эти слова именуются также как бранная или матерная лексика. Несмотря на то, что в русском языке существует всего три или четыре корня матерных слов, они образуют довольно широкий спектр выражений, употребление которых является нарушением действующего российского законодательства. Подобные слова не допускаются к употреблению в общественных местах, а также в СМИ.
Есть смысл напомнить: по количеству слов, связанных с ненормативной лексикой, русский язык уступает только английскому и голландскому. Кто-то подсчитал, что «великий и могучий» насчитывает около шестнадцати тысяч ненормативных слов.
Ненормативная, нецензурная лексика включает в себя непристойные, грязные, похабные, бесстыдные, вульгарные, распутные выражения, употребление которых не только противоречит законодательству, но и является примером асоциального поведения, вызывающего негативную оценку со стороны общества.
Впервые русский мат был упомянут в берестяной грамоте двенадцатого века, которую обнаружили археологи. До четырнадцатого века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами». Теперь же названий много: ругательства, нецензурная брань, ненормативная лексика, ругань, сквернословие. Для обозначения матерной лексики в лингвистике есть термин «обсценная лексика», восходящий к латинскому слову obscenus (отвратительный, непристойный, неприличный) – сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие бранные языковые единицы, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
Однозначно негативную оценку ненормативным выражениям дает и Церковь, относя брань к греху сквернословия, распущенности и вседозволенности, разрушающему душу человека.
Так почему же, несмотря на то, что нецензурная лексика нарушает все основные виды социальных норм, она уверенно укоренилась в нашем языке и тенденции к ее искоренению пока не наблюдается?
Кто виноват
Для ответа на этот вопрос следует заглянуть в корень зла. Известно, что три (или четыре) слова, ставшие корнями для нецензурной лексики, изначально отражали суть интимной жизни, половые отношения, что с приходом христианской морали стало табуированной темой. Кстати, в период язычества эти слова могли носить ритуальный смысл, и просто так «кидаться» ими тоже было нельзя. Многие лингвисты и психологи сходятся во мнении, что матерные выражения являются энергетически и эмоционально сильными.
Некоторые психологи считают, что причиной нецензурщины, которая несется со всех сторон, являются запреты. Мол, внутренний протест вызывает обратную реакцию. Но почему-то не у всех.
Есть и другая теория: человек ругается от безысходности. Когда эмоции зашкаливают, а голова похожа на булькающий от пара котел, самое время вспомнить крепкое словцо. Сказал – и успокоился. Но получается так, что раз успокоился, два – успокоился, и родилась привычка. Скверная и прилипчивая.
Кто-то засилье речи нецензурной лексикой связывает с оскудением словарного запаса, кто-то – с распущенностью, вседозволенностью и отсутствием действенных регуляторов. Тем не менее, большинство психологов сходятся во мнении, что чаще всего матерные выражения являют собой спонтанную речевую реакцию на нестандартную или неожидаемую, непрогнозируемую действительность. То есть в подобном случае нецензурное выражение – действительно некий элемент психологической разрядки, антистрессовая реакция.
Беда в том, что искоренить ненормативную лексику просто запретом невозможно. Нужен сильный внутренний самоконтроль, возможность выразить чувства или свое отношение к окружающей действительности иначе.
Проблемой современного общества становится употребление матерных выражений подростками, которые буквально «сыплют» ими в разговоре со сверстниками. Для них это попытка казаться старше, увереннее, самодостаточнее, сильнее. В отличие от взрослых, большинство из которых отдает себе отчет в том, что нецензурные выражения – это дурной тон, и употреблять их, если уж и приходится, то только в крайних случаях с твердым пониманием того, где и как, многие подростки используют эти вульгарные выражения, вообще не привязывая их к ситуации, то есть «разговаривают матом».
Иго не при чем
Современные исследователи не рассматривают всерьез бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что матерные слова были заимствованы русскими из татарского во время татаро-монгольского ига. Русская ненормативная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Нецензурная лексика русского языка изначально оценивалась как табуированная – запрещенная по религиозным, мистическим, моральным, политическим соображениям. Такой запрет был направлен на соблюдение хорошего тона в обществе.
Что делать
Так как же бороться с нецензурной бранью? «Кто старое помянет – тому глаз вон», – говорили наши предки, намекая на то, что вспоминать старые дела, связанные с обидой или негативом, не стоит. Надо жить будущим. Это так. Но чтобы будущее стало красивым, надо приложить немало усилий. А многим, в том числе родителям - начинать с себя.
Именно в семьях закладываются ростки всей последующей жизни, включая речь. Если мама и папа «матом не ругаются, а говорят на нем», от их детей нужно ждать того же. А если родители весело подчеркивают: «Русский без мата, как щи – без томата», – чадо ни на секунду не усомнится в том, что именно так нужно общаться и в школе, и на улице, и в среде сверстников.
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом», – сказал когда-то Владимир Даль – известный писатель, ученый, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого у него ушло пятьдесят с лишним лет. Разумеется, составитель знал о существовании неблагозвучных лексем, но внутренняя культура и чрезвычайная деликатность не позволили лексикографу включить их в сборник.
Наряду с мерами воспитательного характера, работой над самоконтролем, более вдумчивым построением воспитательного процесса в семье, поддержкой со стороны системы образования и государственных органов требуется целенаправленная государственная политика в области семьи и культуры. Нельзя обойтись и без участия в решении этого вопроса представителей Церкви, беседы и разъяснения которых будут крайне важны для верующих семей. Правовые нормы также необходимы в качестве жесткого регулятора для тех, кто ведет себя агрессивно и пренебрежительно относится к правам окружающих, особенно детей и подростков.
На Руси, к слову, на законодательном уровне применялись меры наказания к злостным сквернословам еще во времена Василия III и Ивана IV Грозного. Тех, кто злостно сквернословил в публичных местах, могли даже подвергнуть порке.
А вообще помимо запрета на использование бранных слов важно формирование коллективного осознания культуры общения и отказ от нецензурной лексики. Первым и важным шагом должно стать понимание того, что знание этих слов – не повод к их бездумному употреблению, так же, как и наличие в магазине спиртного и табака – не повод выпить и покурить. Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой может стать одним из шагов на пути к очищению нашего языка и души, если мы осознанно постараемся очистить свою лексику от постыдных слов.
Как отмечают
На протяжении многих лет люди, живущие в разных уголках мира, вспоминают об этом Дне. У праздника, отвоевывающего место в календаре дат и событий, множество сторонников, ратующих за культуру речи. Кто и где его придумал, неизвестно. Но явно это был культурный и образованный человек. Или группа людей, истосковавшихся по красивому языку. Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – отличный повод вспомнить об этих безымянных героях.
Отмечают его по-разному. Где-то проводят беседы о культуре речи, где-то организуют выставки, где-то – флешмобы. Их участники готовятся заранее, выходя на улицы городов с красочными плакатами. На всех – лозунги и призывы отказаться от бранных слов, жаргона и сленга, которые засоряют речь, делают ее некрасивой.
Вряд ли возможно сегодня искоренить мат. Тем не менее, нужно знать и о том, что в России сквернословие с юридической точки зрения рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности. Оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой наказание.
Какой быть нашей речи завтра – зависит от нас сегодня.
По материалам из открытых источников
Арина ОрловаПоследние новости
Тамбовская область досрочно выполнила план программы «Земский доктор»
44 врача стали участниками программы с начала года.
Температура воздуха в Тамбове достигнет 29 градусов
Прогноз погоды на 9 сентября в Тамбовской области
Роль наблюдателей на выборах в демократическом обществе
Обеспечение легитимности выборов через общественный контроль.
Как руководитель отдела продаж повышает прибыль компании в три раза
В современном мире бизнеса успешность компании напрямую зависит от эффективности работы отдела продаж